Этой статьёй запускается цикл работ посвящённых расширению границ творческого подхода независимо от рода человеческой деятельности.
ВНИМАНИЕ: уважаемые пользователи сайта Вы имеете полное право иметь собственное мнение по любому вопросу, обсуждаемому на этой странице. Вы можете высказать в комментариях своё мнение сомнение несогласие. Ведущие страницу обязуются с вниманием рассмотреть все замечания и предложения и даже поменять своё мнение, если в процессе дискуссии Вы будете правы, а мы не совсем. Но чтобы мы работали согласованно большая просьба обсуждать материал который представлен в статье. Если есть необходимость задать вопрос – задавайте, но возможно мы уже наметили ответить на него, о чём обязуемся сообщить.
1. Система как всеобщее понятие ТРИЗ – теория решения изобретательских задач создавалась на базе решения технических проблем, как правило зафиксированных в виде патентов (авторских свидетельств) или научных статей и создавалась для разрешения проблем в технических системах. Поэтому вопрос заголовка как бы не сущностный – конечно для техники! Для технических систем. Но такой взгляд ставит другой вопрос. А что, техническое творчество особое, не как не согласуется с литературным, художественным, актёрским, педагогическим, ландшафтным и другими видами (например, вязанием). И тут невольно задумываешься… А ведь верно творчество оно должно быть единым … только объекты творчества разные. И они действительно разные и отличаются друг от друга коренным образом. И начинаешь читать критиков ТРИЗ, которые говорят, что расширение ТРИЗ на другие области деятельности человека – неоправданно. Вот и попытаемся разовраться в вопросе «Творчество как процесс мыслительной деятельности человека едино или же нет».
А для этого нам придется разобраться с основной терминологией системного подхода в рамках которого и разрабатывается, и функционирует инструментарий ТРИЗ. Базовая категория системного метода – это понятие «Система» В литературе множество определений категории система, однако если их обобщить, то можно выделить нечто общее для всех авторов: 1. Любая система имеет конкретную (неслучайную) структуру как совокупность компонентов (часто авторы говорят об элементах), взаимодействующих друг с другом; 2. Любая система предназначена для того, чтобы совершать необходимую функцию (действие над компонентом какой-либо надсистемы) с целью изменения свойств некоторых компонентов надсистемы; 3. Любая система имеет связи (или имела перед запуском) с надсистемой по которым принимается и передаётся информация, энергия и поток обрабатываемого вещества (все эти потоки или некоторые из них, но энергия и информация присутствует во всех системах); 4. Любая система – если она система всегда функционирует на каком-либо свойстве, которое проявляется в ней только при выполнении функции. Это свойство называется системным (а также «Принципом действия» системы) и не сводиться к свойствам отдельных компонентов или их совокупностей. Поэтому система обладает свойство целостности (нельзя ничего добавить или убавить в ней, не повлияв на показатели её функционирования; Подводя итог можно констатировать что: Система — это организованная совокупность компонентов, взаимодействующих друг с другом и с компонентами надсистемы с целью изменения свойств некоторых из них. При этом в ней возникает новое интегративное свойство (системное свойство или принцип действия), не сводимое к свойствам отдельных компонентов или их совокупностей.
Если согласны с этим определением, то начнём анализировать различные системы с целью их опровержения (подтверждения через обратное). Если нет давайте работать в комментариях. Поскольку не разобравшись со структурой понятия, мы не сможем проводить анализ – постоянно будем спотыкаться с моментами неприятия.
Поэтому остановимся и проведем согласование своих мнений, а, пока несколько картинок (образов) систем из различных областей деятельности.
1. Техническая система – Ручка шариковая (простая) 2. Социальная система – игровой состав футбольной команды 3. Определение базовых параметров художественного произведения: Средства художественной выразительности:
художественное пространство,
композиция,
колорит,
ритм,
характер красочного мазка.
Материалы и техники живописи:
масло,
темпера,
гуашь,
акварель,
смешанная техника и др.
4. Структурный анализ урока Структурный анализ – это выявление и оценка главных элементов урока. Он является основой для всех анализов и проводится вслед за коротким, определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов и выделяет доминирующие. Этапы урока: I - организационный; II - проверка домашнего задания; III - всесторонняя проверка знаний; IV - подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала; V - усвоение новых знаний; VI - проверка понимания учащимися нового материала; VII - закрепление нового материала; VIII - информация учеников о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Анализ можно проводить по всем этапам урока или выборочно. Любой этап анализируется по основным параметрам: v дидактическая задача этапа; v содержание этапа; v достижение положительных результатов этапа; v показатели выполнения дидактического задания этапа.
Выводы при структурном анализе должны отражать: 1. Личность, эрудицию, педагогический такт, культуру речи, эстетику внешнего вида, организаторские качества учителя. 2. Особенности класса и уровень работоспособности учащихся, уровень их знаний, умений, навыков. 3. Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал, таблицы, литература. Рабочее место учителя. 4. Санитарно-гигиенические условия. 5. Анализ результативности урока. Методы проверки знаний, примененные на уроке и их целесообразность. Какой характер имела проверка: воспроизводящее или творческий. Поощрение учащихся к обучению методом оценки. Анализ работы учителя при изучении нового материала. Соответствие методических приемов особенностям содержания, типа, цели урока и возрасту учащихся. Соотношение методов и приемов работы учителя и учеников. 6. Цель посещения урока. Важно! Системный анализ позволяет оценить эффективность урока независимо от его типа, вида, структуры, наличия дидактических средств и методов, общей подготовки класса. 9 7. Рекомендации необходимо ориентировать на: • совершенствование содержания, структуры, организации урока; • осуществление индивидуализации, дифференциации.
Задание: 1) Имеют ли все приведённые системы компонентный состав (состоят ли из отдельных компонентов (подсистем))? 2) Взаимодействуют ли эти компоненты друг с другом и с другими компонентами 3) Выполняют ли все эти системы какую-либо полезную для надсистемы (окружения) функцию? 4) Взаимодействуют ли эти системы с надсистемными компонентами? 5) Входят ли эти системы в качестве подсистем в системы более высокого уровня? 6) Проявляется ли в каждой из этих систем принцип действия (ПД), системное свойство и зависит ли оно от свойств её компонентов? Если Вы ответили на все вопросы «ДА», то, следовательно, к этим системам имеет полное отношение наше определения категории «Система» и как следствие на них (на всех) распространяется закономерности развития систем (о закономерностях поговорим позже)