Творчество не знает границ

А ТРИЗ только для техники!

2022-11-18 11:14
Этой статьёй запускается цикл работ посвящённых расширению
границ творческого подхода независимо от рода человеческой
деятельности.

ВНИМАНИЕ: уважаемые пользователи сайта Вы имеете полное
право иметь собственное мнение по любому вопросу, обсуждаемому на
этой странице. Вы можете высказать в комментариях своё мнение
сомнение несогласие. Ведущие страницу обязуются с вниманием
рассмотреть все замечания и предложения и даже поменять своё
мнение, если в процессе дискуссии Вы будете правы, а мы не совсем.
Но чтобы мы работали согласованно большая просьба
обсуждать материал который представлен в статье.
Если есть необходимость задать вопрос – задавайте, но возможно
мы уже наметили ответить на него, о чём обязуемся сообщить.

1. Система как всеобщее понятие
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач создавалась на базе
решения технических проблем, как правило зафиксированных в виде
патентов (авторских свидетельств) или научных статей и создавалась для
разрешения проблем в технических системах.
Поэтому вопрос заголовка как бы не сущностный – конечно для техники!
Для технических систем.
Но такой взгляд ставит другой вопрос. А что, техническое творчество
особое, не как не согласуется с литературным, художественным, актёрским,
педагогическим, ландшафтным и другими видами (например, вязанием).
И тут невольно задумываешься…
А ведь верно творчество оно должно быть единым … только объекты
творчества разные. И они действительно разные и отличаются друг от друга
коренным образом. И начинаешь читать критиков ТРИЗ, которые говорят,
что расширение ТРИЗ на другие области деятельности человека –
неоправданно.
Вот и попытаемся разовраться в вопросе «Творчество как процесс
мыслительной деятельности человека едино или же нет».

А для этого нам придется разобраться с основной терминологией
системного подхода в рамках которого и разрабатывается, и функционирует
инструментарий ТРИЗ.
Базовая категория системного метода – это понятие «Система»
В литературе множество определений категории система, однако если их
обобщить, то можно выделить нечто общее для всех авторов:
1. Любая система имеет конкретную (неслучайную) структуру как
совокупность компонентов (часто авторы говорят об элементах),
взаимодействующих друг с другом;
2. Любая система предназначена для того, чтобы совершать
необходимую функцию (действие над компонентом какой-либо
надсистемы) с целью изменения свойств некоторых
компонентов надсистемы;
3. Любая система имеет связи (или имела перед запуском) с
надсистемой по которым принимается и передаётся информация,
энергия и поток обрабатываемого вещества (все эти потоки или
некоторые из них, но энергия и информация присутствует во всех
системах);
4. Любая система – если она система всегда функционирует на
каком-либо свойстве, которое проявляется в ней только при
выполнении функции. Это свойство называется системным (а
также «Принципом действия» системы) и не сводиться к
свойствам отдельных компонентов или их совокупностей. Поэтому
система обладает свойство целостности (нельзя ничего добавить
или убавить в ней, не повлияв на показатели её функционирования;
Подводя итог можно констатировать что:
Система — это организованная совокупность компонентов,
взаимодействующих друг с другом и с компонентами надсистемы с
целью изменения свойств некоторых из них. При этом в ней возникает
новое интегративное свойство (системное свойство или принцип
действия), не сводимое к свойствам отдельных компонентов или их
совокупностей.

Если согласны с этим определением, то начнём анализировать различные
системы с целью их опровержения (подтверждения через обратное).
Если нет давайте работать в комментариях. Поскольку не разобравшись
со структурой понятия, мы не сможем проводить анализ – постоянно будем
спотыкаться с моментами неприятия.

Поэтому остановимся и проведем согласование своих мнений, а, пока
несколько картинок (образов) систем из различных областей деятельности.

1. Техническая система – Ручка шариковая (простая)

2. Социальная система – игровой состав футбольной команды


3.    Определение базовых параметров художественного произведения:
Средства художественной выразительности:
  • художественное пространство,
  • композиция,
  • колорит,
  • ритм,
  • характер красочного мазка.
Материалы и техники живописи:
  • масло,
  • темпера,
  • гуашь,
  • акварель,
  • смешанная техника и др.

4.    Структурный анализ урока
Структурный анализ – это выявление и оценка главных элементов урока. Он является основой для всех анализов и проводится вслед за коротким, определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов и выделяет доминирующие.
Этапы урока:
I - организационный;
II - проверка домашнего задания;
III - всесторонняя проверка знаний;
IV - подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
V - усвоение новых знаний;
VI - проверка понимания учащимися нового материала;
VII - закрепление нового материала;
VIII - информация учеников о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Анализ можно проводить по всем этапам урока или выборочно. Любой этап анализируется по основным параметрам: v дидактическая задача этапа; v содержание этапа; v достижение положительных результатов этапа; v показатели выполнения дидактического задания этапа.


Выводы при структурном анализе должны отражать:
1. Личность, эрудицию, педагогический такт, культуру речи, эстетику внешнего вида, организаторские качества учителя.
2. Особенности класса и уровень работоспособности учащихся, уровень их знаний, умений, навыков.
3. Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал, таблицы, литература. Рабочее место учителя.
4. Санитарно-гигиенические условия.
5. Анализ результативности урока. Методы проверки знаний, примененные на уроке и их целесообразность. Какой характер имела проверка: воспроизводящее или творческий. Поощрение учащихся к обучению методом оценки. Анализ работы учителя при изучении нового материала. Соответствие методических приемов особенностям содержания, типа, цели урока и возрасту учащихся. Соотношение методов и приемов работы учителя и учеников.
6. Цель посещения урока.
Важно! Системный анализ позволяет оценить эффективность урока независимо от его типа, вида, структуры, наличия дидактических средств и методов, общей подготовки класса. 9 7. Рекомендации необходимо ориентировать на: • совершенствование содержания, структуры, организации урока; • осуществление индивидуализации, дифференциации.

Задание:
1)   Имеют ли все приведённые системы компонентный состав (состоят ли из отдельных компонентов (подсистем))?
2)   Взаимодействуют ли эти компоненты друг с другом и с другими компонентами
3)   Выполняют ли все эти системы какую-либо полезную для надсистемы (окружения) функцию?
4)   Взаимодействуют ли эти системы с надсистемными компонентами?
5)   Входят ли эти системы в качестве подсистем в системы более высокого уровня?
6)   Проявляется ли в каждой из этих систем принцип действия (ПД), системное свойство и зависит ли оно от свойств её компонентов?
Если Вы ответили на все вопросы «ДА», то, следовательно, к этим системам имеет полное отношение наше определения категории «Система» и как следствие на них (на всех) распространяется закономерности развития систем (о закономерностях поговорим позже)