Система среднего профессионального образования (СПО) в России прошла долгий путь развития, начиная с 1940-х годов. Её зарождение связано с созданием системы трудовых резервов, которая была призвана обеспечить страну квалифицированными рабочими кадрами.
В условиях угрозы Второй мировой войны Советское правительство осознало необходимость создания резерва квалифицированной рабочей силы. Для решения этой задачи 2 октября 1940 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».
Основные элементы системы включали:
• Ремесленные училища (срок обучения 2-4 года)
• Железнодорожные училища (срок обучения 2 года)
• Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6- и 10-месячным сроком обучения
• Художественные училища (срок обучения 3 года)
Этапы развития
1. 1940-1945 годы.
В 1940 году постановлением Совета народных комиссаров СССР были созданы школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленные училища. Основной задачей этих учебных заведений стала подготовка рабочих для промышленности и строительства. Система трудовых резервов сыграла важнейшую роль в обеспечении кадрами во время Великой Отечественной войны и в послевоенном восстановлении страны.
За период 1941-1951 годов система подготовила около 6,3 миллиона квалифицированных рабочих. Учебные заведения готовили специалистов примерно по 700 профессиям, обеспечивая народное хозяйство необходимыми кадрами.
• В мае 1941 года выпущено 250 тысяч молодых рабочих
• За годы войны подготовлено 2,48 млн квалифицированных рабочих
• Выпускники активно участвовали в восстановлении разрушенных предприятий