ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

85 лет системе среднего профессионального образования

В 2025 году Россия отмечает 85-летие системы среднего профессионального образования (СПО), играющей ключевую роль в подготовке квалифицированных кадров и обеспечении технологического суверенитета страны.
Становление системы среднего профессионального образования в России.
От трудовых резервов к современному СПО.
Группа чертежников приема 1931 года (ФЗУ "Юрюзань")

Система среднего профессионального образования (СПО) в России прошла долгий путь развития, начиная с 1940-х годов. Её зарождение связано с созданием системы трудовых резервов, которая была призвана обеспечить страну квалифицированными рабочими кадрами.

В условиях угрозы Второй мировой войны Советское правительство осознало необходимость создания резерва квалифицированной рабочей силы. Для решения этой задачи 2 октября 1940 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».

Основные элементы системы включали:
• Ремесленные училища (срок обучения 2-4 года)
• Железнодорожные училища (срок обучения 2 года)
• Школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6- и 10-месячным сроком обучения
• Художественные училища (срок обучения 3 года)

Этапы развития
1. 1940-1945 годы.
В 1940 году постановлением Совета народных комиссаров СССР были созданы школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) и ремесленные училища. Основной задачей этих учебных заведений стала подготовка рабочих для промышленности и строительства. Система трудовых резервов сыграла важнейшую роль в обеспечении кадрами во время Великой Отечественной войны и в послевоенном восстановлении страны.
За период 1941-1951 годов система подготовила около 6,3 миллиона квалифицированных рабочих. Учебные заведения готовили специалистов примерно по 700 профессиям, обеспечивая народное хозяйство необходимыми кадрами.
• В мае 1941 года выпущено 250 тысяч молодых рабочих
• За годы войны подготовлено 2,48 млн квалифицированных рабочих
• Выпускники активно участвовали в восстановлении разрушенных предприятий


В столовой ЖУ-2 в годы войны
В учебных мастерских ЖУ-2 в военные годы. 1941 год.
2. Послевоенный период:
• 1946 год — перевод горнопромышленных школ на 10-месячный срок обучения
• 1949 год — создание специализированных горнопромышленных училищ
• 1953 год — организация училищ механизации сельского хозяйства
• 1954 год — создание технических училищ для выпускников школ


3. Реформирование системы:
• 1953 год — отмена обязательного призыва в учебные заведения
• 1957 год — создание двухгодичных строительных училищ
• 1959 год — преобразование всех учебных заведений в профессионально-технические училища
Профессионально-техническое образование (1959–1990)
В 1959 году система трудовых резервов была реорганизована в систему профессионально-технического образования (ПТО). Появились новые типы учебных заведений:
• Профессионально-технические училища (ПТУ);
• Технические школы;
• Курсы повышения квалификации.
Масштабная реформа 1959 года предполагала:
• Создание ПТУ со сроком обучения 1-3 года
• Формирование сельских ПТУ со сроком обучения 1-2 года
• Передача учебных заведений в ведение союзных республик.
Учащиеся. 1970-е годы.


4.Современный этап развития (1991–настоящее время)
После распада СССР система ПТО была преобразована в систему среднего профессионального образования. Произошли существенные изменения:
• Введение новых образовательных стандартов;
• Расширение спектра специальностей;
• Внедрение современных технологий обучения;
• Интеграция с высшими учебными заведениями.

Среднее профессиональное образование в России сегодня – это одна из самых крупных систем в мире, охватывающая 3,85 млн студентов и порядка 200 тыс. педагогических работников.
Система среднего профессионального образования на Южном Урале.
Южно-Уральский регион традиционно является одним из лидеров в развитии системы СПО. Значительный вклад в подготовку квалифицированных специалистов внесли:
• Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли;
• Южно-Уральский государственный технический колледж;
• Магнитогорский государственный профессионально-педагогический колледж и многие другие учебные учреждения.
Эти учебные заведения подготовили тысячи специалистов для машиностроительной, металлургической, пищевой и других отраслей промышленности.

Современная система СПО в Челябинской области продолжает развиваться в направлении:
• Цифровизации образовательного процесса;
• Укрепления связей с работодателями;
• Развития дуального образования;
• Повышения качества подготовки специалистов.

Сборная челябинской области на Финале чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы", 2025 год.